Список операционных систем: особенности, характеристики и отзывы. Список операционных систем: особенности, характеристики и отзывы Проприетарные операционные системы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные моменты истории операционных систем, связывающих аппаратное обеспечение и прикладные программы. Характеристика операционной системы Microsoft Windows Seven, анализ операционной системы Linux. Преимущества и недостатки каждой операционной системы.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Понятие операционной системы. Фундаментальные особенности Linux. Обзор основных качеств. Программное и аппаратное обеспечение, безопасность системы. Преимущества ОС - общественная доступность проекта, открытость, бесплатность, развитая оболочка.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Сущность и принцип работы операционной системы, правила и преимущества ее использования. Возможности различных операционных систем, их сильные и слабые стороны. Сравнительная характеристика систем Unix и Windows NT, их потенциал и выполняемые задачи.

    реферат , добавлен 09.10.2009

    Знакомство с графическим интерфейсом ASP Linux, его основные преимущества и недостатки, разработка навыков работы с сервисным и прикладным программным обеспечением этой системы. сравнительный анализ функциональных возможностях изученной среды и Windows.

    методичка , добавлен 12.09.2008

    История развития и отличительные признаки UNIX-системы. Основы информационной безопасности и особенности настройки исследуемой операционной системы, ее достоинства, недостатки и базовые права доступа. Общая характеристика безопасности ядра UNIX.

    реферат , добавлен 18.09.2013

    Описание файловой системы Unix. Работа основных команд ls, cmp, comm, их ключей. Разработка программного продукта, работающего в среде Windows и представляющего собой эмулятора командного процессора операционной системы Unix. Выбор средств реализации.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2015

    Концепция операционных систем: главное назначение, основные функции и типы. Характеристика и оценка возможностей Microsoft Windows и Linux. Подбор операционной системы для рабочих персональных компьютеров и для сервера на предприятии ООО "Газ-сервес".

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

Сегодня огромная часть населения земли на постоянной основе взаимодействует с компьютерами, кого-то обязывает работа, кто-то ищет информацию в Сети, а кто-то просто проводит время в играх. У каждого свои потребности, а значит, компьютер должен им соответствовать. И если речь идет о “железе” (технической составляющей компьютера), то тут все более менее ясно: чем новее, тем лучше. Но вот “софтовая” (программное обеспечение) часть, требует особого внимания.

Каждый компьютер работает под управлением определенной операционной системы, коих великое множество, каждая из которых подходит для тех или иных задач, доступного оборудования и так далее. Поэтому немаловажным фактором является выбор этой операционной системы.

Существует достаточно массивный список операционных систем, но в данном материале речь пойдет о трех столпах, сильно повлиявших на индустрию и занимающих основную долю среди всех операционных систем: Windows, MacOS и Linux.

Проприетарные операционные системы

Для начала стоит уточнить, что есть ОС проприетарные, те, что распространяются по лицензии производителя. К таковым относятся Windows, список которых изложен ниже, и MacOS. Несмотря на то что обе системы можно загрузить в Сети (украсть), правильным будет приобрести лицензию у компании-распространителя и активировать ее.

Преимуществом таких систем является их развитость, огромное количество качественного программного обеспечения и грамотная техподдержка, которая поможет в случае неполадок.

“Свободные” операционные системы

К таковым относится практически все семейство Linux, за исключением разве что некоторых разработок с бухгалтерским или другим профессиональным программным обеспечением. Эти ОС можно загрузить абсолютно бесплатно и установить на любой компьютер без зазрения совести.

Подобные системы создаются независимыми разработчиками совместно с сообществом, посему в большинстве случаев качество программ оставляет желать лучшего, зато такие системы гораздо больше защищены и работают стабильнее своих проприетарных конкурентов.

Windows

Абсолютно все, кто хоть раз имел дело с компьютером, знают об этом продукте компании Microsoft. В частности это касается сверхуспешного релиза Windows 7. Список операционных систем Microsoft насчитывает уже десяток поколений. Они крайне популярны во всем мире и занимают почти 90% рынка. Что говорит о беспрецедентном лидерстве.

  • Windows XP;
  • Windows Vista;
  • Windows 7;
  • Windows 8;
  • Windows 10;

Список намеренно начинается с Windows XP, так как это самая старая версия, оставшаяся в употреблении до сегодняшнего дня.

Chrome OS

Слаборазвитый продукт от компании Google, который ограничен лишь веб-приложениями и одноименным браузером. Это система не является конкуретоспособной в сравнении с Windows и Mac, но сделана с прицелом на будущее, когда веб-интерфейсы смогут заменить “реальное” программное обеспечение. По умолчанию установлена на всех компьютерах Chromebook.

Установка нескольких систем и использование виртуальных машин

Так как каждая платформа имеет свои плюсы и минусы, нередко возникает необходимость работать сразу с несколькими. Разработчики компьютеров об этом знают, поэтому предлагают пользователям возможность установить на диск сразу две или три системы.

Делается это просто. Необходим лишь дистрибутив системы (диск или флешка с загруженным на их установочным материалом) и свободное пространство на жестком диске. Все современные операционные системы предлагают во время установки распределить место и создать загрузочный механизм, который покажет список операционных систем при загрузке компьютера. Все выполняется в полуавтоматическом режиме и под силу любому пользователю.

На компьютерах Apple имеется специальная утилита - BootCamp, которая разработана для простой и бесшовной установки Windows рядом с MacOS.

Существует и другой способ - установка виртуальной системы внутри реальной. Для этого используются программы: VmWare и VirtualBox, способные эмулировать работу полноценного компьютера и запускать операционные системы.

Вместо заключения

Список операционных систем для компьютера не ограничивается вышеизложенными. Существует масса продуктов от разных компаний, но все они довольно специфичны и не заслуживают внимания рядового пользователя. Выбор стоит делать между Windows, MacOS и Linux, так как они могут закрыть большую часть потребностей и достаточно просты в освоении.

Применять или не применять ОС реального времени (ОСРВ) во встраиваемом проекте - вопрос уже почти риторический. И у одного, и у другого подхода есть свои сторонники и противники, и у каждого из них свои, казалось бы, неоспоримые аргументы. В данной статье предпринимается попытка взглянуть на вопрос "сверху" и указать на некоторые наиболее распространенные мифы.

Допустим, что у вас назревает новый проект, и вы выбираете для него программную платформу. В зависимости от степени привлечения стороннего интеллектуального потенциала вариантов существует четыре:

  • обойтись вообще без ОСРВ;
  • разработать ОСРВ самостоятельно;
  • приспособить под свои нужды свободно-распространяемую ОС общего назначения;
  • использовать готовую коммерческую ОСРВ.

Зачастую из-за нехватки информации и недостатка понимания вопроса решения подобного рода принимаются "по понятиям", а значит, в изрядной степени подвержены предрассудкам. Остановимся на наиболее популярных из них.

Мифы...

"Не любому приложению нужна ОС." В разумных пределах (читай - для небольших одиночных проектов) эта мысль способна творить чудеса; однако, будучи доведенной до абсурда ("зачем мне молоток, мне и нужно-то всего один гвоздь вбить"), она может очень сильно навредить. Если проект со временем будет расти и развиваться (а для предприятия, которое на рынке всерьез и надолго, это естественный порядок вещей), количество кода, которое придется поддерживать и дорабатывать, очень скоро вырастет до таких объемов, что размер издержек поставит окупаемость проекта под серьезный вопрос. При этом затраты на перенос проекта на другую платформу - как прямые (стоимость самой платформы, стоимость обучения персонала, стоимость работ по переносу кода и т.п.), так и косвенные (например, потеря доли на рынке из-за отставания от конкурентов, вызванного временными затратами на перенос кода) - могут быть таковы, что перенос уже не сможет себя окупить, и хороший проект будет загублен навсегда.

"Разработать свою ОСРВ - вопрос пары месяцев." Это достаточно распространенное заблуждение берет свое начало из теории управления проектами: мол, оценку ресурсов, необходимых на разработку своей ОС, можно получить делением средней стоимости коммерческой ОС данного класса на стоимость человеко-часа среднего программиста. Здесь, однако, следует четко уяснить, что программирование - процесс итерационный. Помните шутку из старых времен: "ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить." С программными проектами та же самая история. Ситуация на рынке постоянно меняется, и любой проект - всегда проект "живой". А значит, однажды взявшись за разработку, вы будете вынуждены заниматься ей все время, и отведенные на нее ресурсы не освободятся никогда.

"Коммерческая ОСРВ - сложный продукт, который придется долго осваивать." Этот аргумент встречается достаточно часто, и как раз по этой самой причине к коммерческим ОСРВ он, в отличие от ОС общего назначения, в большинстве случаев неприменим. Большинство коммерческих ОСРВ разрабатываются изначально с учетом этого момента, поскольку их основное стратегическое предназначение - сократить время выхода новых продуктов на рынок, в том числе за счет сокращения кривой обучения. Если же продукт будет сложен в освоении, его просто никто не купит.

"Коммерческая ОСРВ перегружена ненужной функциональностью." Любой универсальный продукт всегда содержит некоторую избыточность, которая может быть и не нужна в каждом конкретном случае. Однако, встраиваемые среды зачастую просто не оставляют ресурсов для избыточного ПО, и разработчики вынуждены приспосабливаться. Как следствие, все современные коммерческие ОСРВ являются масштабируемыми и позволяют исключать из целевой конфигурации ненужную функциональность.

"Своя ОСРВ хорошо знакома и поэтому может быть качественно документирована." Документирование проекта всегда имеет под собой одну цель - облегчить его изучение. Причем как для заказчиков, так и для новых участников проекта. Однако, если проект делается для внутреннего использования, всегда найдется тысяча более важных дел, чем документировать то, по чему всегда под рукой есть специалист. Разработчики также охотно принимают эту точку зрения, поскольку терпеть не могут писать документацию. Что бывает потом - об этом см. ниже.

"Свою ОСРВ можно довести до ума за конечное время и больше об этом не думать." Этот вопрос уже частично обсуждался выше (см. "Разработать свою ОСРВ - дело нескольких недель"), стоит лишь добавить, что в программировании очень неблагоприятным фактором является "текучка кадров". Рынок непрерывно развивается, меняются требования к продуктам, и даже для самой удачной ОСРВ однажды наступает момент, когда в нее нужно внести изменения. К этому моменту специалисты, разработавшие ее, в лучшем случае уже забыли, что они делали два года назад, а в худшем - перешли на работу в другую компанию. Как результат, новая версия если и выходит, то с большим запозданием и большим количеством ошибок.

"Использование собственной или свободно-распространяемой ОСРВ позволяет существенно сэкономить." Здесь следует помнить, что себестоимость проекта складывается не только из стоимости инструментария и комплектующих. В общем случае она включает в себя как минимум:

  • стоимость инструментария;
  • стоимость обучения;
  • ресурсы на разработку (время, персонал, рабочие места, поддержка, консалтинг и т.п.);
  • стоимость комплектующих и сборки;
  • стоимость сопровождения.

И здесь, как и везде, работает "золотое правило механики": выигрывая в одном, проигрываешь в другом. Продукт продуктом, но значимость пакета сопутствующих услуг (обучение, поддержка, консалтинг, заказные разработки) как средства сокращения выхода продукта на рынок отрицать нельзя. Здесь есть три варианта:

  • отказаться от услуг вообще;
  • заказать их у производителя продукта;
  • заказать их у сторонней консалтинговой компании.

Первый вариант, очевидно, позволяет сэкономить деньги "здесь и сейчас", но проигрывает по времени и трудозатратам, потому что все приходится делать самим, и никто не поможет. Это чревато серьезными задержками, а они на рынке с жесткой конкуренцией могут стоить очень дорого.

Второй и третий варианты очень похожи и отличаются только тем, какую долю прибыли приносят компаниям их продукты и услуги. Компания-производитель получает прибыль как от своих продуктов, так и от услуг, причем в каком именно соотношении - это вопрос индивидуальный. Консалтинговая компания продукта не производит и получает прибыль только от услуг, поэтому зачастую стоимость ее пакета услуг соизмерима, а то и превосходит стоимость коммерческого продукта. Иными словами, если перед вами бутерброд с бесплатным сыром, то есть все основания предполагать, что либо это мышеловка, либо есть смысл задуматься, сколько стоит хлеб.

Из вышеизложенного следует один простой вывод: ни один из указанных подходов не является оптимальным по своей сути, и перед принятием решения необходимо проанализировать все возможные варианты индивидуально с точки зрения совокупной стоимости владения (TCO), то есть затрат на длительном промежутке времени.

"То, что у нас есть, - это тоже ОС реального времени." Трактовка термина "реальное время" сильно зависит от приложения, и недобросовестные производители этим часто пользуются. Здесь необходимо знать две вещи. Во-первых, ОСРВ делятся на два класса - ОС "жесткого" и "мягкого" реального времени. Первые гарантируют четко определенное время реакции на событие (это свойство обеспечивается специально спроектированной архитектурой ОС), вторые - как правило успевают обработать событие за указанный временной интервал. Соответственно, ОС "мягкого" реального времени для реализации детерминированной системы (скажем, контура управления) не подходит по определению.

Во-вторых, время, за которое ОСРВ обрабатывает событие, в определении ОСРВ не обговорено. Иными словами, если ОСРВ гарантированно обрабатывает событие, скажем, за 1 сутки, то формально ее вполне можно считать ОС жесткого реального времени. Вывод: перед выбором инструмента необходимо четко представлять себе требования поставленной задачи. Кстати, все ОС жесткого реального времени, обеспечивающие реакцию на событие в пределах единиц микросекунд, являются коммерческими. Что, впрочем, неудивительно: для серьезной задачи нужен серьезный инструмент.

"Свободно-распространяемая ОС исключает проблемы с авторскими правами." А вот это неправда. Любой код почти всегда подпадает под какую-либо лицензию; мало того, зачастую эти лицензии конфликтуют между собой, в результате чего физически совместимые между собой компоненты, например, по закону бывает нельзя включать в один и тот же дистрибутив. Здесь общее правило такое: любая лицензия накладывает определенные ограничения, и их надо четко себе представлять, иначе могут возникнуть проблемы с приемкой. Заказчику всегда нужен лицензионно чистый продукт - хотя бы потому что это явно укажет, кто будет отвечать, если что-то пойдет не так. А за продукт, никому не принадлежащий, не отвечает никто.

...и немного фактов

Кроме вышеперечисленных мифов, также существует ряд неопровержимых фактов, относящихся к коммерческим ОСРВ; однако, они часто либо остаются в тени, либо значение их недооценивается. Перечислим некоторые наиболее важные из них с небольшими комментариями.

Подробная документация. Документация - неотъемлемая часть продукта. Разработчики, использующие ОСРВ, не могут себе позволить тратить много времени на изучение ее устройства, поэтому даже самый хороший продукт теряет свою ценность, если по нему нет качественной подробной документации. К тому же, мощности служб технической поддержки всегда ограничены, и написать документацию всегда выгоднее, чем многократно отвечать на одни и те же вопросы. Поэтому коммерческие ОСРВ всегда хорошо документированы.

Проверенный код. Количество клиентов компании-разработчика коммерческой ОСРВ может измеряться сотнями. Это означает, что код этой ОСРВ будет проходить непрерывное тестирование в множестве мест одновременно, в разных конфигурациях и режимах. Такую эффективность тестирования не может обеспечить ни одно локальное подразделение тестеров. Соответственно, коммерческие ОСРВ всегда содержат меньше ошибок, чем "доморощенные".

Специализированный инструментарий. Приложения реального времени обладают определенной спецификой (например, механизмы планирования и синхронизации задач в ОСРВ отличаются от таковых в ОС общего назначения), и их отладка требует наличия специализированного инструментария. Обычным отладчиком в этом случае зачастую не обойтись, да и стандартных средств диагностики обычно бывает недостаточно. К тому же, все современные ОСРВ расчитаны на встраиваемые конфигурации, поэтому разработчику для эффективной работы нужны не просто компилятор и отладчик, а интегрированная линейка инструментов, способная провести его от написания кода до формирования и оптимизации образа ПЗУ. Таким инструментарием обладают только коммерческие ОСРВ.

Дополнительные компоненты. Сама по себе операционная система - это еще не все. Кроме базовой функциональности, предоставляемой операционной системой, вашему проекту могут быть нужны дополнительные программные компоненты - стеки протоколов, графика, средства работы с базами данных и т.п. Если вы разрабатываете ОСРВ самостоятельно, то будьте готовы, что вам придется разрабатывать самостоятельно и все остальное. Такой вариант как портирование готовых компонентов в вашу собственную ОСРВ можно исключить сразу, потому что для этого необходимо, чтобы ваша ОСРВ в полной мере поддерживала некий универсальный API (например, для большинства свободно-распространяемого ПО это POSIX), а это для "доморощенных" ОСРВ часто считается ненужным излишеством.

Профессиональные сервисы. И, пожалуй, последнее - как говорят, по счету, но не по значению. Даже самая качественная и подробная документация не решает всех проблем - хотя бы потому что учебник надо всегда читать полностью, а в справочнике надо уметь искать. И то, и другое для сложного продукта может занять очень много времени, потому что объем документации часто очень велик. Если же вы сталкиваетесь с проблемой, то вам, скорее всего, нужно решить ее быстро, а в этом вам может помочь только тот, кто знает систему "изнутри" - ее разработчик. В этом смысле свободно-распространяемые ОСРВ не дают никакой гарантии, потому что не ответив на вопрос в публичном форуме, никто своей репутацией не рискует, а значит, уверенности, что вы быстро получите ответ на любой вопрос, быть не может. Остается сравнить годовую стоимость содержания штата разработчиков со стоимостью годового плана технической поддержки коммерческой ОСРВ. В большинстве случаев выигрывает последний вариант. В дополнение к этому, как уже упоминалось, обычно пакеты профессиональных сервисов, предоставляемые производителями коммерческих ОСРВ, не ограничиваются технической поддержкой и включают в себя также обучение персонала, заказные разработки, сертификацию, проектный консалтинг и прочее - словом, все, что помогает сделать проект грамотно и вовремя.

Резюме

Выбор инструмента для серьезной работы, особенно в условиях жесткой конкуренции, - всегда ключевой момент. Инструмент - это вещь, которая выбирается всерьез и надолго; однако, приходится признать, что универсальных инструментов не существует. Каждой задаче соответствует свой оптимальный инструмент, и принять правильное решение можно только зная требования поставленной задачи, а также ее предысторию и перспективы.

В технике чудес не бывает, все они - не более чем неосознанные закономерности. Поэтому любая цель должна быть измерима, иначе будет невозможно оценить, достигнута она или нет. Аналогично, любая характеристика должна быть измерима, иначе будет невозможно сравнить то, что предлагается, с тем, что требуется. Единственное, что должно управлять вами при выборе программной платформы для проекта - это ваши цели и степень соответствия характеристик платформы требованиям проекта. А мифы, как бы правдоподобно они ни выглядели, способны дать лишь мифическую эффективность.

Николай Горбунов

SWD Software Ltd.

Скорее всего, на вашем компьютере установлена Windows. Эта операционная система может казаться бесплатной, но это не так. Изготовители должны заплатить Microsoft за лицензию на поставку компьютеров с Windows, и вам нужно купить копию, если вы хотите установить Windows самостоятельно.

Есть много операционных систем, которые на самом деле бесплатны. Большинство из них довольно известны. Наиболее популярным является Linux, и, если вы регулярно читаете новости о компьютерных технологиях, это имя вряд ли будет вам незнакомо. Продолжайте читать эту статью и к тому времени, как вы дочитаете до конца этот список, Linux будет казаться совершенно обычным. Вот десять других бесплатных операционных систем, о которых большинство из нас никогда не слышало.

1. FreeBSD

Если вы используете свободную операционную систему, которая не является Linux, то, вероятно, она основана на BSD. FreeBSD является лишь одной из нескольких UNIX-подобных операционных систем. Другие включают NetBSD, OpenBSD и PC-BSD. Какую бы вы ни использовали, большая часть опыта аналогична тому, что вы найдете в Linux. Свободное и открытое программное обеспечение, доступное для одного, как правило, может работать на другом.

Даже если вы не любитель свободного программного обеспечения, вы можете использовать части FreeBSD, не осознавая этого. Из-за разрешительной лицензии проекта, часть кода пробилась в Apple macOS, Sony PlayStation 4 и маршрутизаторы Juniper.


2. ReactOS

Большинство бесплатных операционных систем являются альтернативой Windows. ReactOS, в некотором смысле, стремится быть Windows. Целью является предоставление пользователям средств для запуска программного обеспечения для Windows, без необходимости покупать операционную систему у Microsoft.

ReactOS - это свободная и открытая исходная операционная система, поэтому она не может использовать какой-либо реальный код Windows. Проект частично реализовал многие интерфейсы Windows API, и он сотрудничает с проектом Wine, чтобы запускать программы, приложения и программное обеспечение.


3. FreeDOS

Вы использовали компьютеры, когда DOS был единственным вариантом? У вас хорошие воспоминания о MS-DOS?

FreeDOS позволяет вам пережить эту ушедшую эпоху. OS barebones дает вам средство для запуска старых программ DOS на более современном оборудовании или внутри виртуальной машины. Или вы можете просто использовать его для запуска старых игр.


4. Haiku (Хайку или Хокку)

Haiku черпает вдохновение в BeOS. BeOS была графической операционной системой, разработанной Be Inc для работы на BeBox еще в 1995 году. Операционная система застряла в течение пяти лет, прежде чем последнее обновление вышло в 2000 году.

BeOS, возможно, не было именем нарицательным, но оно привлекло некоторых пользователей, и некоторые хотели, чтобы операционная система жила достаточно, чтобы создать свою собственную версию с открытым исходным кодом. Цель состоит в том, чтобы программное обеспечение, написанное для BeOS, работало на Haiku, вроде того, что ReactOS хочет делать с Windows. Учитывая все обстоятельства, команда хайку, возможно, справляется легче.

5. Illumos

Oracle используется для поддержки операционной системы под названием Solaris. Первоначально он был закрытым, но проект был открыт в 2008 году. Oracle прекратил выпуск OpenSolaris в 2010 году и вернулся к собственной модели с Solaris 11 в 2011 году.


6. Syllable

Syllable основан на AtheOS, клоне AmigaOS, который был оставлен на рубеже веков. Что касается AmigaOS, он все еще жив, несмотря на то, что родился в 80-е годы для линейки компьютеров, давно считавшихся древними.

Syllable предназначается для домашних пользователей офиса с удобным интерфейсом и родными приложениями, включая веб-браузер на базе Webkit и почтовый клиент. Дело в том, что он может делать это на компьютере только с 32 МБ ОЗУ (хотя для просмотра рекомендуется не менее 64 МБ). Полная установка должна занимать около 250 Мбайт пространства на жестком диске.


7. Исследовательская операционная система AROS

Хотя Syllable основан на клоне AmigaOS, AROS использует другой подход. Он на самом деле ставит своей бинарной совместимостью с AmigaOS на уровне API. Это похоже на то, как ReactOS ориентирована на Windows, а Haiku нацелен на BeOS.

Вы можете быть удивлены, стоит ли уделять AmigaOS столько внимания. Я уже говорил, что AmigaOS все еще здесь? Это тоже не бесплатно. Кто-то там по-прежнему готов платить за операционную систему, о которой большинство людей никогда не слышало. AROS предлагает способ использования некоторых программ AmigaOS без необходимости платить деньги. Кроме того, это открытый источник, который может оставить вам ощущение безопасности.


8. MenuetOS

Вот что такое MenuetOS - оно достаточно маленькое, чтобы вместить его на одну гибкую дискету. Это были флеш-накопители 90-х годов, и они предлагали только до 1,44 МБ памяти. Учитывая, что многие дистрибутивы Linux испытывают трудности с компакт-диском объемом 700 МБ, загрузка с дискеты в наши дни затруднительна.

MenuetOS полностью написан на 32-битном языке ассемблера и предназначен для работы с минимальными издержками, хотя он поддерживает до 32 ГБ оперативной памяти.


9. DexOS

Все ли настольные операционные системы чувствуют себя одинаково? Вот одна, которая использует другой подход. Оживление DexOS будет меньше походить на использование компьютера в классе клавиатуры и больше похоже на игру на основной игровой приставке.

Запуск приложений в DexOS смутно напоминает вставку диска в старую Dreamcast. Опыт кажется более аутентичным, если вы на самом деле играете в игру. И еще одна классная вещь? Эта бесплатная ОС также достаточно мала, чтобы поместиться на дискету.


10. Visopsys

Подобно DexOS, Visopsys - это хобби-проект одного разработчика. Установите ее, если хотите посмотреть на то что может создать всего один человек.

Визуальная операционная система (по общему признанию, это имя может быть применимо к любой ОС с рабочей средой) был в разработке с 1997 года. Она не основана ни на одной ранее существовавшей ОС. Это не означает, что проект не использует уже существующий код. Здесь вы найдете общие инструменты GNU, и значки которые могут быть знакомы пользователям KDE Plasma.

Будете ли вы использовать любую из этих бесплатных операционных систем?

Большинство из них - нет. Разработчики Haiku не работают на полную ставку. Разработчик Visopsys явно говорит, что их ОС не так функциональна, как Linux или, возможно, более справедливое сравнение, Syllable. DexOS - это больше эксперимент, чем что-либо другое.

Тем не менее, есть много людей, которые предпочитают FreeBSD вместо Linux. illumos может не быть известной, даже среди любителей FOSS, но она имеет свои применения. И разве я не упомянул использование FreeDOS для воспроизведения всех старых игр DOS?

Есть ли в этом списке системы, которые вы бы хотели использовать? Знаете ли вы о другой неизвестной бесплатной операционной системе, которой нет в этом списке? Дайте нам знать об этом в комментариях!

Многие
пользователи под словами «бесплатный» и «СПО» подразумевают
операционную систему GNU/Linux. Но существует несколько десятков
свободных ОС, среди которых есть как успешные и популярные продукты
(FreeBSD, Solaris, Darwin), так и известные узким кругам специалистов
проекты (Haiku OS, React OS). У каждой из них – своя история и будущее.

На свете существует несколько десятков бесплатных ОС, и о некоторых
из них нужно знать каждому айтишнику. Самая известная после Linux
операционная система — BSD. Она была разработана в 1978 году в
Университете Беркли на базе ОС UNIX. Из наиболее распространенных
дистрибутивов этой открытой системы можно назвать FreeBSD, PC-BSD и
DesktopBSD.

В силу технических особенностей UNIX, фрагменты и вариации этой ОС
широко применяются в различном оборудовании, чаще в сетевом. Серверы на
основе FreeBSD отличаются высокой стабильностью работы и также активно
применяются. Десктопные версии BSD используют графическую оболочку KDE
и внешне практически неотличимы от Linux. Более того, эти системы
получили нативную поддержку ПО, созданного под Linux.


BSD — самая известная после Linux свободная операционная система

Другим ответвлением от UNIX является операционная система от Sun
Microsystems под названием Solaris, созданная в 1991 году. Свободный
вариант этой ОС — Open Solaris, поддерживаемый компанией. Несмотря на
наличие определенных черт, присущих GNU/Linux (графический
пользовательский интерфейс Gnome, установка пакетов программ из
репозитариев, нативная поддержка Linux ABI, загрузка системы с LiveCD),
данная ОС рассчитана для использования в качестве платформы разработки
под серверные продукты Sun Microsystems. Принципиальным отличием от
Linux является ядро системы. Ранние версии ОС Sun Microsystems
использовали Unix и носили название SunOS.


Open Solaris внешне имеет общие черты с Linux

В 1992 году в релизе SunOS 5 была переименована в Solaris 2, в ее
дистрибутиве появились дополнительные проприетарные компоненты. По этой
же причине OpenSolaris распространяется уже не по GPL, а по CDDL
лицензии, предполагающей наличие в дистрибутиве файлов, лицензируемых
по другим принципам, в том числе и проприетарным.

Самые известные свободные ОС после Linux

Название Лицензия Тип ядра Язык семейство ОС статус проекта
Darwin APSL гибридное C, C++ Unix, BSD развивается
DesktopBSD BSD монолитное с модулями С Unix-like развивается
eCos eCos/модифицированная GPL реального времени C RTOS развивается
FreeBSD BSD монолитное с модулями С Unix-like развивается
FreeDOS GPL монолитное С DOS-like заморожен
FreeRTOS модифицированная GPL реального времени С RTOS развивается
Haiku OS MIT монолитное с модулями C, ASM BeOS развивается
OpenDarwin LGPL гибридное C, C++ Unix, BSD закрыт
CDDL монолитное с модулями C Unix развивается
PC-BSD BSD монолитное с модулями С Unix-like развивается
pico]Os BSD реального времени C RTOS развивается
PureDarwin LGPL гибридное C, C++ Unix, BSD развивается
GPL/LGPL гибридное ASM,C Windows-like развивается
Syllable OS(десктопная версия) GPL монолитное с модулями C, C++ Unix-like, BeOS, POSIX развивается

В конце 1980-х-первой половине 1990-х годов в развитии Unix-систем
начался еще один этап, связанный с релизом ОС NEXTSTEP. В основе этой
проприетарной системы находилось ядро Mach с исходными кодами Unix.
После фактического прекращения разработки этой ОС в 1995 году и после
покупки NeXT компанией Apple, практически все основные ее компоненты
(пользовательский интерфейс, OpenStep/Mach и библиотеки системы) были
применены в Rhapsody OS, преемнице будущей Mac OS, вышедшей в 1998
году. Однако в 2000 году Apple прекратила разработку Rhapsody OS и
начала развивать другое ответвление от UNIX и BSD – Darwin.

В основе этой операционной системы — ядро XNU (используется
микроядро Mach и стандартные сервисы BSD). Продукт лицензируется по
APSL, которая относится к бесплатному ПО, а его варианты – PureDarwin и
OpenDarwin (слился с PureDarwin в 2006 году) используют LGPL. От BSD в
ядро Darwin были включены процессорная модель, сетевой стек и
виртуальная файловая система, плюс Apple добавила
объектно-ориентированный API драйверов устройств I/O Kit. Итоговый
вариант позволяет компилировать большинство Unix-приложений под Darwin
без вмешательства в исходный код.

Свободные ОС для пользователей

UNIX-системы и различные ответвления от них отличает довольно
жесткая ориентация на использование в серверах или для разработки
приложений. Использовать их в качестве замены существующим десктопным
решениям в большинстве случаев не имеет смысла. Помимо отсутствия
поддержки в базовой поставки драйверов под мультимедиа-устройства, ряда
медиаформатов, инструментов для кастомизации пользовательского
интерфейса, данные системы сложны для восприятия обычным пользователем,
несмотря на то, что имеют зачастую те же оболочки, что и
Linux-дистрибутивы (KDE, GNOME и другие варианты X-Windows).

Чем Linux отличается от других freeOS?

Несмотря на определенные сходства между Linux и другими свободными
ОС, между ними существует несколько серьезных различий. Первое, и самое
главное: Linux использует ядро Linux, которое отличается от Unix и
Unix-based систем как по своей архитектуре, так и по принципам
лицензирования (GPL). Второе отличие: использование X Window System, на
базе которой построен графический пользовательский интерфейс
большинства дистрибутивов Linux. В свободных ОС чаще используются
собственные разработки интерфейса. Третье отличие – использование
утилит и библиотек из проекта GNU в Linux.

Но существуют open source ОС и для десктопов. Пионерами в этом
направлении была компания Be, выпустившая в начале 1990-х годов
проприетарную BeOS, а также компьютеры BeBox. Разработчики
позиционировали ее как конкурента Windows и Mac OS, прежде всего, по
причине адаптации системы к решению мультимедийных задач. Тем не менее,
активное развитие этой разработки прекратилось уже в начале 2000-х
годов в связи с покупкой компании Be Palm. Единственным open-source
вариантом BeOS является Haiku OS, представляющая собой портированные
ядро, API и файловую систему от BeOS с дистрибутивами СПО, например,
Firefox, VLC, SeaMonkey. В отличие от Linux в ней не используется
графическая оболочка X-Windows, отличается система портов и библиотек
(правда, с конца января 2009 года ситуация стала меняться, и в HaikuOS
теперь можно запускать современные программы, вроде Firefox 3).
Примечательно, что эта ОС до сих пор находится в состоянии глубокой
разработки, и сроки выхода второго технического релиза ее пока неясны.


HaikuOS никак не может выйти из состояния глубокой разработки

Другим похожим на Haiku OS проектом является Syllable OS, существующая
в виде двух дистрибутивов – серверного, основанного на ядре Linux, и
десктопного, использующего собственную разработку. По большому счету, в
Syllable программисты решили соединить лучшие практики open
source-систем, позаимствовав из GNU/Linux компилятор GCC, подсистему
SDL, а также элементы интерфейса от BeOS и применили стандарты POSIX,
известные еще по UNIX-системам. Тем не менее, работы по поддержке
большей части современного оборудования в Haiku OS ведутся крайне
медленно, что сказывается на сроках готовности релизных версий.

Минимальный нестандарт

Еще одним малоизвестным представителем свободных ОС являются
операционные системы реального времени (RTOS). Среди подобных проектов
можно выделить pico]Os (лицензия BSD), eCos (собственная лицензия на
основе GPL) и FreeRTOS (модифицированная GPL). Перечисленные
операционные системы применяются в устройствах, в которых использовать
Linux или BSD нецелесообразно. RTOS нетребовательны к техническим
возможностям устройств и активно используются в терминальных клиентах,
в BIOS, в системах видеонаблюдения и контроля, в промышленном
оборудовании.

И снова Windows

Однако в стане сторонников СПО не обошлось и без присутствия
поклонников Microsoft Windows. Известно, что многие системные
архитекторы и программисты до сих пор считают самой удачной версией
Windows 2000.

Сходного мнения придерживаются разработчики ReactOS. За основу здесь
взят Windows API, а из дистрибутива убраны дополнительные проприетарные
инструменты и софт (то, что осталось, лицензируется по GPL/LGPL).

Типы лицензий, используемых в свободных ОС

Название лицензии Продукты и проекты Накладываемые ограничения
Berkeley Software Distribution (BSD) BSD, pico]Os Разрешается свободно использовать исходные коды, а также закрывать и делать проприетарными модификации
GNU General Public License (GNU GPL, GPL) Linux, Syllable OS(десктопная версия), RTOS (кроме pico]Os), FreeDOS Разрешается
свободно распространять и копировать, но запрещается вносить изменения
без уведомления сообщества и закрывать исходные коды после модификации
GNU Lesser General Public License (LGPL) Darwin, ReactOS Разрешается
связывать лицензируемое по GPL программное обеспечение и его компоненты
с другими продуктами, в том числе, распространять как проприетарные
Common Development and Distribution License (CDDL) Допускается
объединение в одном дистрибутиве файлов, лицензируемых в соответствии с
другими лицензиями, как открытыми, так и проприетарными
MIT (лицензия Массачусетского института технологий) Разрешается выпускать модификации под любой лицензией, в том числе, и проприетарной

Предполагается, что пользователь самостоятельно загрузит необходимые
ему компоненты после установки системы. Еще одной open source
разработкой на базе продуктов Microsoft является известная система
FreeDOS, которую можно часто встретить в качестве предустановленной ОС
на ноутбуках Dell и HP. В основе этой лицензируемой по GPL системы
лежит близкое по функциональности MS-DOS ядро, интепретатор командной
строки, а также набор дополнительных утилит и драйверов (в частности,
FreeDOS работает на NTFS, в отличие от MS-DOS).


ReactOS — бесплатный аналог Windows, поддерживает те же драйвера и программы.

Списком ОС, рассмотренных в материале, данный класс программного
обеспечения полностью не исчерпывается. Существует еще достаточное
количество различных любительских проектов, развиваемых как за
собственный счет энтузиастами (Menuet OS, Kolibri OS и другие), так и
на средства компаний (например, различные варианты Plan 9 от Bell
Labs). Кроме того, ряд проектов находятся в «замороженном» состоянии, и
их создатели не выпускают новые версии уже существующих разработок или
до сих пор не представили прототипы в публичном доступе.

Михаил Демидов