Адаптер подрулевого управления магнитолой. Джойстик для подрулевого управления магнитолой Подрулевой джойстик управления магнитолой sony схема

Ставим подрулевой джойстик, для штатной магнитолы.

Пришла посылка из магазина Логан Сити с подрулевым джойстиком для штатной магнитолы.

Не став откладывать в долгий ящик, решил сразу установить, тем более все для его установки у меня было в наличии. И так, понадобится резак или канцелярский нож, для вырезания посадочного отверстия в кожухе рулевой колонки, клипса - гайка под болт или саморез. Так же понадобятся гвозди под монтажные отверстия магнитолы 2-4 шт, карандаш или чертилка.
Снимаем кожух верхний и нижний рулевой колонки, открутив на нижнем кожухе два болта.

Верхний для снятия тянем вверх, а нижний в низ, открыв замок регулировки руля по высоте.
После снятия нижнего кожуха, сразу подрулевым переключателем стеклоочистителя, находим посадочное место джойстика.



Так же выкладываю ссылку на файл, в котором находится документ в формате pdf, распечатываешь на А4, вырезаешь, прикладываешь и обводишь. Файл предоставлен камрадом

Вырезаем отверстие с помощью канцелярского ножа. Сначала вырезаем меньше размеченного


Затем выравниваем отверстие, прикладывая и примеряясь на посадочном месте.
Как не старайся, но все равно кромки отверстия получаются не идеально, я нашел выход, одев по контуру отверстия резиновый кант, купленный, когда-то для обрамления сетки в решетку бампера.


Вытаскиваем сначала немного с одной стороны, затем с другой.

И вынимаем его в нише магнитолы.

Вставляем штекер кабеля в гнездо магнитолы,

Целью данного проекта было «подружить» подрулевой джойстик управления радиосистемой автомобиля Ford Focus (Mondeo, Fusion) с магнитолами Sony и Pioneer, имеющими аналоговый вход для подключения проводного дистанционного управления. Такие магнитолы рассчитаны на управление джойстиками RM-X2S и RM-X4S фирмы Sony (Pioneer, насколько мне известно, не выпускала проводных джойстиков).

Джойстики Ford и Sony представляют собой резистивные матрицы из последовательно соединенных резисторов и, в зависимости от нажатой кнопки, меняется количество подключенных резисторов и, соответственно, сопротивление на выходе джойстика. Схемы джойстиков приведены ниже.

Рис.1. Схема джойстика Ford


Рис.2. Схема джойстика Sony

Фордовский джойстик имеет 5 кнопок: увеличение/уменьшение громкости, переключение на следующий/предыдущий трек/радиостанцию и включение магнитолы/выбор источника сигнала. В таблице ниже представлены значения сопротивления джойстиков Ford и Sony при нажатии на одинаковые по функциональному назначению кнопки.

Кнопка джойстика Ford
Сопротивление джойстика Ford
Кнопка джойстика Sony
Сопротивление джойстика Sony
VOL-
54 Ом
VOL-
23,6 кОм
VOL+
147 Ом
VOL+
16,8 кОм
SEEK+
301 Ом
SEEK+
8,8 кОм
SEEK-
562 Ом
SEEK-
12,1 кОм
MODE
1037 Ом
SOURCE
2,2 кОм
Ни одна из кнопок не нажата
5057 Ом
Ни одна из кнопок не нажата

Из схем джойстиков и таблицы видно, что они имеют разные значения сопротивлений, причем сопротивления джойстика Sony меняются в противоположную сторону (или, наоборот, у Форда). Это не позволяет обойтись простой перепайкой резисторов на джойстике Форда на другое номинальное значение, необходимое для управления магнитолой Sony. Тут видется 3 вариант возможных решения. Первый вариант - разобрать фордовский джойстик, выпаять резисторы (smd) и запаять выводные резисторы мощностью 0,125 Вт, при этом изменив схему так, чтобы при нажатии на кнопку подключался только один резистор, т.е. чтобы образовалась матрица из параллельно соединенныех резисторов. Второй вариант - разобрать фордовский джойстик, выпаять кнопки и развести новую печатную плату. Ну и третий вариант - это сделать адаптер, который будет преобразовывать сопротивление джойстика Ford в сопротивления нужное для управления магнитолой Sony. Первые два вариант требуют вмешательства в фордовский джойстик. К тому же, при разборке джойстика Ford, есть вероятность поломать пластиковые фиксаторы и усики кнопок. Поэтому остановился на варианте реализации внешнего адаптера, чтобы обойтись без какого-либо вмешательства в джойстик и магнитолу.

Схема адаптера подрулевого управления получилась очень простой. В основе ее лежит микроконтроллер ATtiny13 фирмы Atmel, тактируемый от внутреннего генератора. Микроконтроллер питается от бортовой сети через стабилизатор 78L05. Напряжение, полученное на делителе, образованного сопротивлением джойстика Ford и резисторе R1, поступает на АЦП микроконтроллера, где оно преобразуется в код, который в свою очередь управляет резистивной цепочкой из резисторов R2-R6.


Рис.4. Схема адаптера для управления магнитолой

Пока не нажата ни одна из кнопок на джойстике Форда, выходы микроконтроллера PB0, PB1, PB2, PB4 находятся в высокоимпендансном состоянии (Z-состояние, сопротивление порядка несколько МОм). Такое высокое сопротивление магнитолой Sony воспринимается как ни одна из кнопок не нажата. При нажатии, например, на кнопку "Seek+", выводы PB0 и PB1 переводятся в состояние с низким логическим уровенем и обеспечивают соединение резисторов R2, R3, R4 с землей. Высоким выходным сопротивлением на выводах PB2 и PB4 можно принебречь, т.к. при параллельном соединении многомегаомного сопротивления с сопротивление в несколько килоом общее сопротивление будет незначительно отличаться от наименьшего сопротивления. Таким образом, при нажатой кнопке "Seek+" сопротивление на выходе адаптера имеет значение около 8,2 кОм образованного последоваетльным соединением резистора R2 и параллельной цепочки из резисторов R3 и R4. Состояние выводом микроконтроллера для других функций преставлены в таблице ниже.

Кнопка джойстика Ford
PB0 PB1 PB2 PB4 Сопротивление на выходе адаптера
VOL-
Z Z Z 0 23,4 кОм
VOL+
0 Z Z Z 17,2 кОм
SEEK+
0 0 Z Z 8,2 кОм
SEEK-
Z 0 Z Z 12,2 кОм
MODE
Z Z 0 Z 2,2 кОм
Ни одна из кнопок не нажата
Z Z Z Z

Все детали адаптера собраны на печатной плате. Фото платы представлено ниже.

При осмотре разных Renault Laguna перед покупкой пришлось увидеть в действии подрулевой джойстик для управления магнитолой. Отметил, что вещь удобная. После приобретения своей нынешней «Лагуны» получил следующее: наличие подрулевого джойстика, наличие «левой» магнитолы, кассетной, с низким качеством, не подключенной к джойстику и не имеющей такой возможности. Естественно, появилось желание увидеть (и услышать) в машине более-менее приличную CD-магнитолу, и, к тому же, подключенную к штатному джойстику. Магнитола неожиданно отыскалась в гараже — была снята 3 месяцами раньше с предыдущей машины после краш-теста. Магнитола —PIONEER DEN-2500 . А вот адаптера для джойстика не обнаружилось. Пришлось разработать его самому.

Первым делом нужно было выяснить, можно ли вообще подключить к «Пионеру» проводной джойстик. После долгих хождений по рынкам стало известно, что к входу AUX можно подключить проводной пульт RM-X4S от SONY. Эксперимент показал, что это возможно, но не все кнопки «сониного» пульта работают. Кроме того, «сонин» пульт можно подключить на рулевую колонку Renault Laguna, да что толку - с таким успехом можно и на передней панели магнитолы кнопки давить. В общем, неудобно.

Вскрытие показало, что при нажатии на какую-нибудь кнопку RM-X4S просто-напросто подключает к AUX–входу магнитолы сопротивление определенной величины, в зависимости от того, какая именно кнопка нажата. Исходя из этой информации, была определена задача: «малой кровью», т.е. с минимальными временными, финансовыми и психологическими затратами подключить штатный подрулевой джойстик Renault Laguna к PIONEER DEN-2500. При этом максимально задействовать функции магнитолы, выполняемые ей при командах, полученных с входа AUX. К входу был подключен магазин сопротивлений, и было определено, при подключении какого сопротивления какая функция выполняется. Вместе с тем было выяснено, какие именно функции магнитола выполняет, воспринимая их с пульта.

  1. Включение
  2. Выключение
  3. Переключение CD-RADIO
  4. Громкость +
  5. Громкость -
  6. Настройка радио +
  7. Настройка радио -
  8. Следующая станция (из памяти)
  9. Предыдущая станция (из памяти)
  10. Следующий трек
  11. Предыдущий трек
  12. Перемотка по треку вперед
  13. Перемотка по треку назад
  14. Переключение между диапазонами (BAND)
  15. АТТ (приглушение звука)

Рис. 1.Подрулевой джойстик

На рис. 1 изображен подрулевой джойстик. Из рисунка видно, что у джойстика всего 4 кнопки и 1 круговой переключатель на три положения (на задней стенке — позиция 22). Используя всего 4 кнопки и переключатель, хотелось задействовать максимум функций «пионера» с пульта. В результате родилась такая схема (рис. 2). Данная схема позволяет задействовать все функции, кроме BAND.

Рождению схемы помогло то, что я не знал в тот момент, какие функции несут кнопки джойстика в штатном варианте. Поэтому я не был психологически привязан к штатному назначению кнопок.

Далее… Очень хотелось сохранить штатный кабель джойстика, дабы не заморачиваться поисками нового. И я его сохранил (надо было только захотеть). На штатном кабеле обрезается родная фишка (разъем) и вместо нее припаивается джек 3,5 мм (был успешно срезан мною со старых наушников, хотя и купить тоже не проблема). Между штатным кабелем и джеком впаивается адаптер (схема на рис. 3).

Чтобы максимально упростить адаптер пришлось немного переделать сам джойстик. А именно вскрыть его, извлечь плату и произвести с ней некоторые манипуляции. Схема переделки джойстика на рис. 4 .

Хочу добавить, что джойстик успешно разбирается с помощью двух отверток и острого ножа. Причем неразъемных соединений нет, т.е. ничего не нужно ломать, срезать и пр. Если при разборке было проявлено необходимое внимание к процессу, то при сборке помощь уже не понадобится.

Фото пока нет, но если придется переделать еще один джойстик, то они, я думаю, будут. Джойстик с адаптером показал свою работоспособность на пионерских DEN-2500 и DEN-5600. Подойдет и к другим «пионерам» с AUX-ом. Хотя между моделями есть некоторые отличия по организации меню, что, возможно, потребует некоторых изменений в схеме или в номиналах сопротивлений. А, возможно, и нет. Без проблем можно подключиться и к SONY с AUX-сом, хотя, опять же, может потребоваться коррекция.

В таблице 1 показаны комбинации кнопок и соответствующие им команды.

Таблица 1. Соответствие комбинаций кнопок и команд Renault Laguna

Функция Кнопка / кнопки SHIFT
SOURCE вкл./ выкл./ перекл. SOURCE не имеет значения
Громкость + VOL+ не имеет значения
Громкость – VOL– не имеет значения
Настройка радио + VOL+ SHIFT 2 выкл.
Настройка радио – VOL– SHIFT 2 выкл.
Следующая станция VOL+ SHIFT 2 вкл.
Предыдущая станция VOL– SHIFT 2 вкл.
Следующий трек VOL+ SHIFT 2 вкл.
Предыдущий трек VOL– SHIFT 2 вкл.
Перемотка по треку вперед VOL+ SHIFT 2 выкл.
Перемотка по треку назад VOL– SHIFT 2 выкл.
ATT (приглушение звука) VOL+ VOL– SHIFT 2 не имеет значения

Теперь уже, по прошествии почти года, я пришел к мысли, что можно было бы изготовить адаптер, который не потребует вмешательства в сам джойстик. Собственно, эти мысли были и тогда, но создавать схему с активными элементами мне не хотелось из-за ее громоздкости. А использовать микроконтроллеры я не могу из-за того, что пока не знаю, как писать для них программы. Пока… Да и проблема не в этом, а в отсутствии палочки, которой в Древнем Риме погоняли тягловых животных.

Один нюанс. Так как кольцевой переключатель SHIFT (находится на задней стенке джойстика) имеет три положения, то два из них - SHIFT выключен, одно - SHIFT включен. Несколько неудобно, но оставлено так из описанных выше соображений. Было бы 2 или 4 положения - тогда другое дело.

© 2006 Андрей Зелин

При использовании материалов сайта
указание активной ссылки на ОБЯЗАТЕЛЬНО!